Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями. Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями Отчеты группы экспериментаторов

Глава 4. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Данная глава посвящена различным электромагнитным явлениям. Глава состоит из параграфов и посвящена разбору данных явлений.

Источники света. Распространение света

Свет - это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

Тела, от которых исходит свет, являются источниками света.

Источники света подразделяются наестественные и искусственные.

Естественные источники света - это Солнце, звёзды, атмосферные разряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира.

Искусственные источники света , в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют натепловые и люминесцирующие.

К тепловым относят электрические лампочки, пламя газовой горелки, свечи и др.

Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветовые лампы

Все источники света имеют размеры. При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный источник света.

Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником.

Ещё одно понятие, которым мы будем пользоваться в этом разделе, - световой луч.

Световой луч - это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

§ 64. Видимое движение светил

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Путь, который проходит Солнце за год на фоне звёзд, называют эклиптикой, а период одного оборота по эклиптике называют звёздным годом. Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года.

Земля является одной из планет Солнечной системы. Она обращается вокруг Солнца по эллиптической орбите и вращается вокруг собственной оси. Движение Земли вокруг Солнца и некоторый наклон земной оси приводят к смене времён года. При движении Земли вокруг Солнца ось Земли остаётся параллельной самой себе.

Луна - спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. Она вращается вокруг Земли в том же направлении, что и Земля вокруг своей оси, а вместе с Землёй обращается вокруг Солнца.

Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении . Планета, двигаясь в том же направлении, что и Солнце и Луна, через некоторое время замедляет свой ход, затем останавливается, смещается в обратном направлении и после очередной остановки снова меняет направление движения на первоначальное.

§ 65. Отражение света. Закон отражения света

Вам уже известно, что свет от источника или от освещенного тела воспринимается человеком, если лучи света попадают в глаза.От источника S направим через щель пучок света на экран. Экран будет освещен, но между источником и экраном мы ничего не увидим (рис. 134, а). Теперь между источником и экраном разместим какой-либо предмет: руку, листок бумаги. В этом случае излучение, достигнув поверхности предмета, отражается, изменяет своё направление и попадает в наши глаза, т. е. он становится виден.

Рис. 134. Падение лучей света на экран

Если запылить воздух между экраном и источником света, то становится видимым весь пучок света (рис. 134, б). Пылинки отражают свет и направляют его в глаза наблюдателя.

Это явление часто наблюдается, когда лучи солнца проникают в запылённый воздух комнаты.

Известно, что в солнечный день при помощи зеркала можно получить световой «зайчик» на стене, полу, потолке. Объясняется это тем, что пучок света, падая на зеркало, отражается от него, т. е. изменяет своё направление.

Световой «зайчик» - это след отражённого пучка света на каком-либо экране. На рисунке 135 показано отражение света от зеркальной поверхности.

Рис. 135. Отражение света от зеркальной поверхности

Линия MN - поверхность раздела двух сред (воздух, зеркало). На эту поверхность из точки S падает пучок света. Его направление задано лучом SO. Направление отражённого пучка показано лучом ОВ. Луч SO - падающий луч , луч ОВ - отражённый луч . Из точки падения луча О проведён перпендикуляр ОС к поверхности MN. Угол SOC, образованный падающим лучом SO и перпендикуляром, называется углом падения (α). Угол СОВ, образованный тем же перпендикуляром ОС и отражённым лучом, называется углом отражения (β).

Таким образом, отражение света происходит по следующему закону:лучи падающий и отражённый лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Угол падения α равен углу отражения β.

∠ α = ∠ β.

Всякая незеркальная, т. е. шероховатая, негладкая, поверхность рассеивает свет, так как на ней имеются небольшие выступы и углубления.

§ 66. Плоское зеркало

Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет. Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т. е. там, где предмета нет на самом деле.

Пусть из точечного источника света S падают на зеркало MN расходящиеся лучи SO, SO 1 , S0 2 (рис. 139).

По закону отражения луч SO отражается от зеркала под углом 0°; луч S0 1 - под углом β 1 = α 1 ; луч S0 2 отражается под углом β 2 = α 2 . В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отражённые лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S 1 . В глаз попадает расходящийся пучок света, исходящий как будто бы из точки S 1 Эта точка называется мнимым изображением точки S .

Рис. 139. Изображение предмета в плоском зеркале

S 1 O = OS. Это значит, что изображение предмета находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

§ 67. Преломление света. Закон преломления света

Среда, в которой скорость распространения света меньше, является оптически более плотной средой.

Таким образом, оптическая плотность среды характеризуется различной скоростью распространения света .

Это значит, что скорость распространения света больше в оптически менее плотной среде. Когда световой пучок падает на поверхность, разделяющую две прозрачные среды с разной оптической плотностью, например воздух и воду, то часть света отражается от этой поверхности, а другая часть проникает во вторую среду. При переходе из одной среды в другую луч света изменяет направление на границе сред (рис. 144). Это явление называется преломлением света .

Рис. 144. Преломление света при переходе луча из воздуха в воду

Рассмотрим преломление света подробнее. На рисунке 145 показаны: падающий луч АО, преломлённый луч ОВ и перпендикуляр к поверхности раздела двух сред, проведённый в точку падения О. Угол АОС - угол падения (α) , угол DOB - угол преломления (γ) .

Луч света при переходе из воздуха в воду меняет своё направление, приближаясь к перпендикуляру CD.

Вода - среда оптически более плотная, чем воздух. Если воду заменить какой-либо иной прозрачной средой, оптически более плотной, чем воздух, то преломлённый луч также будет приближаться к перпендикуляру. Поэтому можно сказать, что если свет идёт из среды оптически менее плотной в более плотную среду, то угол преломления всегда меньше угла падения

Луч света, направленный перпендикулярно к границе раздела двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления.

При изменении угла падения меняется и угол преломления. Чем больше угол падения, тем больше угол преломления

При этом отношение между углами не сохраняется. Если составить отношение синусов углов падения и преломления, то оно остаётся постоянным.

Для любой пары веществ с различной оптической плотностью можно написать:

где n - постоянная величина, не зависящая от угла падения. Она называется показателем преломления для двух сред. Чем больше показатель преломления, тем сильнее преломляется луч при переходе из одной среды в другую.

Таким образом, преломление света происходит по следующему закону: лучи падающий, преломлённый и перпендикуляр, проведённый к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред:

§ 68. Линзы. Оптическая сила линзы

Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Линзы бывают двух видов - выпуклые и вогнутые.

Рис. 151. Виды линз:
а - выпуклые; б - вогнутые

Прямая АВ, проходящая через центры С 1 и С 2 (рис. 152) сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется оптической осью .

Рис. 152. Оптическая ось линзы

Направив на выпуклую линзу пучок лучей, параллельных оптической оси линзы, мы увидим, что после преломления в линзе эти лучи пересекают оптическую ось в одной точке (рис. 153). Эта точка называется фокусом линзы .

У каждой линзы два фокуса - по одному с каждой стороны линзы.

Рис. 153. Собирающая линза:
а - прохождение лучей через фокус; б - изображение ее на схемах

Расстояние от линзы до её фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F.

Выпуклая линза собирает лучи, идущие от источника. Поэтому выпуклая линза называется собирающей .

Такую линзу называют рассеивающей .

Рис. 154. Рассеивающая линза:
а - прохождение лучей через фокус; б - изображение её на схемах

Линзы с более выпуклыми поверхностями преломляют лучи сильнее, чем линзы с меньшей кривизной. Если у одной из двух линз фокусное расстояние короче, то она даёт большее увеличение.Оптическая сила такой линзы больше.

Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы . Оптическая сила обозначается буквой D.

Оптическая сила линзы - это величина, обратная её фокусному расстоянию .

Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле

За единицу оптической силы принята диоптрия (дптр).

1 диоптрия - это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.

§ 69. Изображения, даваемые линзой

С помощью линз можно не только собирать или рассеивать лучи света, но, и получать различные изображения предмета. Если поместить свечу между линзой и её фокусом, то с той же стороны от линзы, где находится свеча, мы увидим увеличенное изображение свечи, её прямое изображение

Если свечу расположить за фокусом линзы, то её изображение пропадёт, но по другую сторону от линзы, далеко от неё, появится новое изображение. Это изображение будет увеличенным и перевёрнутым по отношению к свече.

Если приближать предмет к линзе, то его перевёрнутое изображение будет удаляться от линзы, а размеры изображения станут увеличиваться. Когда предмет окажется между точками F и 2F, т. е. F < d < 2F, его действительное, увеличенное и перевёрнутое изображение будет находиться за двойным фокусным расстоянием линзы (рис. 159)

Если предмет поместить между фокусом и линзой, т. е. d < F, то его изображение на экране не получится. Посмотрев на свечу через линзу, мы увидим мнимое, прямое и увеличенное изображение .Оно находится между фокусом и двойным фокусом, т.е.

F < f < 2F.

Таким образом, размеры и расположение изображения предмета в собирающей линзе зависят от положения предмета относительно линзы .

§ 70. Глаз и зрение

Глаз человекаимеет почти шарообразную форму,он защищен плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя часть склеры - роговая оболочка 1 прозрачна. За роговой оболочкой (роговицей) расположена радужная оболочка 2, которая у разных людей может иметь разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость.

Рис. 163. Глаз человека

В радужной оболочке есть отверстие - зрачок 3, диаметр которого в зависимости от освещения может изменяться примерно от 2 до 8 мм. Меняется он потому, что радужная оболочка способна раздвигаться. За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу, - это хрусталик 4, он окружён мышцами 5, прикрепляющими его к склере.

За хрусталиком расположено стекловидное тело 6. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой 7 (сетчаткой). Сетчатка состоит из тончайших волокон, которые, как ворсинки, устилают глазное дно. Они представляют собой разветвлённые окончания зрительного нерва, чувствительные к свету.

Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле (т. е. в оптической системе глаза), благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемых предметов (рис. 164).

Рис. 164. Формирование изображения на сетчатке глаза

Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.

А каким образом создаётся на сетчатке чёткое изображение, когда мы переводим взгляд с удалённого предмета на близкий или наоборот?

В оптической системе глаза в результате его эволюции выработалось замечательное свойство, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета. Что же это за свойство?

Кривизна хрусталика, а значит, и его оптическая сила могут изменяться. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика, потому что мышцы, окружающие его, расслаблены. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна, а следовательно, и оптическая сила увеличиваются.

Никольская средняя школа

Составила: учитель физики и информатики

Никольской средней школы

Спасского района

Республики Татарстан

Авдонина В.П.

8 класс

Физические диктанты 1 типа.

Выделите из перечисленных понятий единицы измерения, физические величины, приборы, явления, процессы. Ответ представить в виде таблицы:

единицы измерения

физические величины

устройства

процессы

    джоуль, энергия, свободное падение, диффузия, скорость, температура, С, м/с, потенциальная энергия, деформация, внутренняя энергия;

    теплопередача, калория, термометр, мензурка, калориметр, конвекция, кг, теплоёмкость, масса, Дж/кг, С, температура, теплопроводность, количество теплоты;

    плавление, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, мг, весы, парообразование, количество теплоты, Дж/кг, Q , кипение, удельная теплота парообразования

    влажность, психрометр, относительная влажность воздуха, волос ной гигрометр, С, температура, %, испарение, конденсация;

    сила тока, R , ампер, миллиамперметр, электрическое напряжение, вольтметр, Ом, реостат, удельное сопротивление, м, мм 2 , площадь поперечного сечения;

    работа электрического тока, джоуль. Ватт, мощность электрического тока, ваттметр, кВт ч, I , А, ключ, резистор, электрический звонок, количество теплоты;

    электродвигатель, электромагнит, амперметр, реостат, ампер, Ом,

    отражение света, дптр, диоптрия, оптическая сила, фокус, преломление света, метр, D , линза, солнечное затмение, тень, 3 10 8 м/с.

физические диктанты II типа

Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний, связанные с явлениями. Ответ представить в виде таблицы:

    тепловые и электрические явления

электризация, конвекция, теплоёмкость, теплопередача, сила тока, электрический заряд, электрон, делимость заряда, излучение, удельная теплота плавления, теплопередача, опыт Иоффе-Миликена, закон Ома, сопротивление, джоуль, закон Джоуля-Ленца, удельная теплота сгорания топлива, протон, нейтрон, Э. Резерфорд, электрическое поле;

    электрические и магнитные явления

магнитное поле, полюс, ватт, удельное сопротивление, мощность тока, силовые линии, ампер, Б. Якоби, электромагнит, однородное поле, работа электрического тока, 1 Ом, А.М. Ампер, А. Вольта, Г.Эрстед, компас, северное сияние, КМА, Д. Максвелл, реостат, постоянный магнит, кВт, предохранитель, короткое замыкание, Лодыгин, полюс, Эдисон;

    магнитные и световые явления

прямолинейность распространения, полюс, амперметр, отражение, плоское зеркало, компас, преломление, линза, Эрстед, фокус, оптическая сила, тень, затмение, железные опилки, «летучий голландец», диоптрия, изображение, 3 10 8 м/с, фокусное расстояние, D , силовые линии, сердечник, якорь, лупа, рассеивание, микроскоп.

Физический диктант III типа

Вставьте пропущенные слова или завершите предложение.

Тема : Внутренняя энергия.

    Молекула - это мельчайшая частица …… (вещества)

    существуют два вида механической энергии, которой обладают атомы: ….. (кинетическая и потенциальная).

    Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется …. (внутренней энергией)

    Внутренняя энергия тела …. от его механической энергии. (не зависит).

    При повышении температуры тела, его внутренняя энергия …. (увеличивается).

    Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым вследствие теплового движения частиц называется … (теплопроводностью).

    При сгибании и разгибании алюминиевой проволоки её внутренняя энергия изменяется способом …. (совершения работы над телом).

    Среди металлов самую большую теплопроводность имеют … (серебро, золото).

    Пористые тела обладают плохой теплопроводностью, так как содержат … (воздух).

    Передача теплоты в вакууме путём теплопроводности … (невозможна).

    В твёрдых телах конвекция происходить, … (не может).

    Перенос энергии от Солнца к Земле осуществляется путем … (излучения).

    Тела с тёмной поверхностью … поглощают энергию падающего на них излучения. (хорошо)

    Чтобы конвекция происходила в воде, её надо охлаждать … или нагревать … (сверху, снизу).

Тема : Тепловые явления

    Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называется … (количеством теплоты).

    Единица количества теплоты называется … (джоуль).

    Удельная теплоёмкость воды равна … (4200 Дж/кг  С).

    Удельная теплоёмкость одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях … (различна).

    Плавлением называется переход вещества … (из твёрдого состояния в жидкое).

    Количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива, называется … (удельной теплотой сгорания топлива).

    При температуре плавления внутренняя энергия воды, … внутренней энергии той же массы льда при 0 С. (больше)

    При плавлении льда его температура … (не изменяется).

    Процесс кристаллизации сопровождается … тепла. (выделением)

    Формула количества теплоты, необходимой для плавления вещества … (Q=  m)

    К аморфным телам относятся, например … (стекло, канифоль, леденец)

    Аморфные тела … определённой температуры плавления. (не имеют)

    Процесс обратный парообразованию, называется … (конденсацией)

    Образование росы. Облаков связано с таким тепловым явлением, как … .(конденсацией)

    Конденсация сопровождается … энергии. (выделением)

    Количество теплоты, необходимой для обращения 1 кг жидкости при температуре кипения в пар называется … (удельной теплотой парообразования)

    Во время кипения температура жидкости … (не изменяется)

    температура кипения и конденсации для данного вещества … (одинакова)

Тема : Электрические явления.

    Электрон переводится с греческого, как … (янтарь)

    Процесс разделения зарядов называется … (электризацией)

    Заряды бывают двух видов:… (положительные и отрицательные)

    Одноименные заряды …, а разноименные … (отталкиваются, притягиваются)

    Электрический заряд делится на … части. (равные)

    Один из способов электризации - это … (трение)

    Прибор для измерения электрического заряда называется … (электрометр)

    Минимальный электрический заряд равен … (1,6 10 -19 Кл)

    В состав атомного ядра входят …(протоны и нейтроны)

    Идея атомного ядра принадлежит … (Э. Резерфорду)

    Вокруг заряженного тела образуется особый вид материи, который называется … (электрическое поле)

    Электризация применяется, например … (при покраске кузова машин, при копчении.)

    Изучением взаимодействием электрических зарядов занимались английские физики: … и … (Д. Максвелл и М. Фарадей)

    Единица измерения электрического заряда названа в честь французского физика … (Ш.О. Кулона)

Тема: Электрический ток. Сила тока.

Тема: Электрическое напряжение.

    Напряжение - это физическая величина, характеризующая …, которое создаёт ток. (электрическое поле)

    Напряжение показывает, …при перемещении электрического заряда, равного 1 Кл. (работу тока)

    Величина равная отношению работы тока на данном участке к электрическому заряду, прошедшему по этому участку называется … (напряжением)

    За единицу напряжения принимают … (вольт)

    Единица напряжения названа в честь итальянского учёного … (А. Вольта)

    1 В = … (1Дж / Кл)

    В осветительной сети используют напряжение … (220 В)

    Для измерения напряжения применяют прибор, называемый … (вольтметром)

    Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение, такое включение прибора называется … (параллельным)

    Сила тока в цепи прямо пропорциональна … (напряжению на концах цепи)

    Напряжение обозначается буквой латинского алфавита - … (U )

Тема : Электрическое сопротивление.

    Сила тока в цепи зависит не только от напряжения, но и от … (свойств проводника)

    Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется различным … (сопротивлением)

    За единицу сопротивления принимают … (Ом)

    Единица измерения электрического сопротивления проводника названа в честь немецкого физика …(Г. Ома)

    Причиной сопротивления проводника является …(взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решётки)

    Сила тока в проводнике обратно пропорциональна … (его сопротивлению)

    Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению - это закон … (Ома)

    Во сколько раз увеличивается сопротивление проводника, во столько раз уменьшается … при неизменном … (сила тока в проводнике, напряжении на концах проводника)

    Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперёчного сечения 1 м 2 называется … (удельным сопротивлением)

    Прибор для регулирования силы тока в цепи называется …(реостатом)

Тема: Параллельное и последовательное соединение проводников

    Соединение, при котором конец одного участка соединяют с началом следующего, и образует замкнутый контур, называется … (последовательным)

    Примером последовательного соединения является соединение … (лампочек в ёлочной гирлянде)

    При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи … (одинакова)

    Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно … (сумме сопротивлений её отдельных участков)

    Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно … (сумме напряжений на отдельных участках цепи)

    Соединение, при котором все входящие в него проводники одним своим концом присоединяются к одной точке, а вторым концом к другой точке называется … (параллельным)

    Примером параллельного соединения является соединение … (светильников и розеток в квартире)

    Напряжение на участке цепи и на концах все параллельно соединенных проводников …. (одно и то же)

    Сила тока в неразветвлённой части цепи равна … в отдельных параллельно соединенных проводниках. (сумме)

    Величина обратная сопротивлению называется … (проводимостью)

    При параллельном соединении проводимость всей цепи равна … проводимостей её отдельных участков. (сумме)

Тема: Работа и мощность электрического тока.

    Чтобы определить работу электрического тока на каком-либо участке цепи, надо … (напряжение на концах этого участка цепи умножить на электрический заряд)

    Работа электрического тока на участке цепи равна … (произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)

    Мощность электрического тока равна … (произведению напряжения на силу тока)

    За единицу мощности принят.. (ватт)

    1 Вт = … (1 Дж / с)

    Для измерения мощности электрического тока применяют приборы - … (ваттметры)

    1 кВт ч = … Дж. (3600000 Дж)

    Закон Джоуля - Ленца - …. (количество теплоты, выделяемое проводником, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени)

    Лампу, удобную для промышленного изготовления с угольной нитью создал американский изобретатель …. (Т. Эдисон)

    Электрическую лампу накаливания создал русский инженер … (А.Н. Лодыгин)

    Соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало по сравнению с сопротивлением цепи называется … (коротким замыканием)

    Назначение предохранителей … (сразу отключить линию, если сила тока окажется больше допустимой нормы)

    Предохранители с плавящимся проводником называют … (плавкими)

    Прибор для измерения работы электрического тока называется … (счётчиком)

Тема : Магнитные явления.

    Между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называются …(магнитными)

    Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, впервые обнаружил датский учёный … (Эрстед)

    Вокруг проводника с электрическим током существует … (магнитное поле)

    Источником магнитного поля служит …(движущийся заряд)

    Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнаружить например … (с помощью магнитной стрелки, с помощью железных опилок)

    Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называют …(силовыми магнитными линиями)

    магнитные линии магнитного поля представляют собой … кривые, охватывающие проводник. (замкнутые)

    Катушка с железным сердечником внутри называется … (электромагнитом)

    Магнитное поле катушки с током можно усилить, если, … (увеличить силу тока, увеличить число витков в катушке, вставить сердечник)

    Электромагниты применяются, например … (в телефонах, телеграфе, магнитном реле)

    Тела длительное время сохраняющие свою намагниченность, называются … (постоянными магнитами)

    У всякого магнита обязательно есть … (полюс)

    Одноименные полюса магнита …, а разноименные - … (отталкиваются, притягиваются)

    У Земли существует …. (магнитное поле)

    Магнитные полюса Земли … с её географическими полюсами. (не совпадают)

    Одна из самых больших магнитных аномалий - … (Курская)

    Компас был изобретён в … (Китае)

    Вращение катушки с током в магнитном поле используется в устройстве … (электродвигателе)

    Один из первых в мире в мире электрических двигателей, пригодных для практического применения, был изобретен русским учёным … (Б.С. Якоби)

Тема : Световые явления.

    Свет - это … (видимое излучение)

    Источники света подразделяются на … и … (естественные и искусственные)

    Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то свтящееся тело называется … (точечный источник)

    Световой луч - это линия, … (вдоль которой распространяется свет)

    Тень - это та область пространства, … (в которую не попадает свет от источника)

    Полутень - это та область пространства, … (в которую попадает свет от части источника)

    Когда Луна попадает в тень Земли, то наблюдается … (лунное затмение)

    Когда тень от луны падает на Землю, в этом месте на Земле наблюдается … (солнечное затмение)

    Угол между падающим лучом и перпендикуляром восстановленном в точке падения луча к границе раздела двух сред, называется …(углом падения)

    Угол падения равен … (углу отражения)

    Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится … расстоянии от зеркала, на каком находится сам предмет. (на таком же)

    Размеры изображения предмета в плоском зеркале … (равны)

    Оптическая плотность среды характеризуется … распространения света. (скоростью)

    Изменение направления распространения света на границе раздела двух сред называется … (преломлением)

    Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть … (величина постоянная для данных двух сред)

    Прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями называются … (линзами)

    Линзы бывают двух видов: … (выпуклые и вогнутые)

    Линзы, у которой края толще, чем середина, являются … (вогнутыми)

    Линзы, у которой края намного тоньше, чем середина, является … (выпуклой)

    У каждой линзы есть два … - по одному с каждой стороны. (фокуса)

    Выпуклая линза называется …, а вогнутая - … (собирающей, рассеивающей)

    Величина, обратная фокусному расстоянию линзы называется … (оптической силой)

    Если F < d <2 F , то изображение будет … (действительным, увеличенным, перевернутым, расположенным по другую сторону от линзы)

    Если d >2 F , то изображение будет … (действительным, перевернутым, уменьшенным, расположенным по другую сторону от линзы)

    Если d < F , то изображение будет … (мнимым, прямым, увеличенным, расположенным по одну сторону от линзы)

    Линзы применяются в устройствах, например: … (микроскоп, фотоаппарат, телескоп)

Физический диктант + физкультминутка (для учащихся 7,8 классов)

Физической величине, её обозначению, единице измерения, прибору, формуле, термину, связанному с физической величиной и т. п. соответствует подходящее по смыслу физическое упражнение (упражнение можно выполнять сидя)

    сила - руки сгибают в локтях, демонстрируя свои мышцы («силачи»)

    время - смотрят на руку, сгибая её в локте, имитируя движение, когда смотрят на часы, надетые на руку;

    скорость - имитируют бег ;

    длина, путь - руки в сторону;

    высота - руки вверх ;

    температура - потирание рук ;

    объём - разводят руки в сторону, показывая объём шара;

    масса - поднимают руки вверх, имитируя движение при поднятии штанги;

    плотность - показывают подряд два упражнения, связанных с массой и объёмом

    давление - приподнимаются на стуле на руках

    работа - делают подряд два упражнения, связанных с силой и путём

    энергия - прыжки на месте

Дети с удовольствием сами придумывают такие упражнения.

Семь бед, один ответ. (по одноимённой телевизионной игре)

Семь признаков для одного:

Тепловые явления

1.1).Физическая величина

2). Жарко - холодно

3).С её изменением связаны тепловые явления

4).если она повышается, то молекулы движутся быстрее

5). Градус Цельсия

6).Если она повышается у нас - мы болеем

7). Её измеряют с помощью термометра

ответ: температура

2.1).тепловое движение

2).молекулы

3). Зависит от агрегатного состояния

4) деформация

5). Не зависит от механического движения тела

6). Очень велика

7). Можно изменить двумя способами

ответ: внутренняя энергия

3.1).Бывает плохой и хорошей у разных веществ

2). Вакуум

3). «Греет ли шуба»

4). «Нахохлился, как воробей»

5). Хорошая у металлов

6). Явление передачи внутренней энергии

ответ: теплопроводность

4.1). Явление

2). Ветер

3). Бывает естественная и свободная

4). Не может происходить в твёрдых телах

5). Необходимо нагревать снизу

6). Энергия переносится струями газа или жидкости

7). Вид теплопередачи

ответ: конвекция

5.1). Солнце

2).Термоскоп

3) Белое и чёрное

4). Может осуществляться в полном вакууме

5). Бывает видимое и невидимое

6). Мы это тоже делаем

7). Один из видов теплопередачи

ответ: излучение

6.1).Энергия

2). Теплопередача

3). Калориметр

4). Зависит от массы

5). Зависит от разности температур тела

6). Зависит от рода вещества

7). Измеряется в джоулях

7.1).Один из двух способов

2). Происходит при любой температуре

3). Чем больше поверхность жидкости, тем больше его скорость

4). В финской и русской бане оно происходит с разной скоростью

5). Его скорость зависит от рода жидкости

6) Оно происходит быстрее, чем выше температура

7) Жидкость пар

ответ: испарение

8.1).Пузырьки

2). Архимедова сила

3). Чайник со свистком

4). Один из двух способов

5). Происходит при определённой температуре

6). 100 С

7). Когда это происходит, температура жидкости не изменяется

ответ : кипение

9.1).Работа газа

2). Энергия топлива механическая энергия

3). XVII

4). Джеймс Уатт

5). Мёртвая точка

6).Бывает четырёхтактным

7). Имеет КПД

ответ: тепловой двигатель

Магнитные явления

10.1). Ханс Кристиан Эрстед

2). Особый вид материи

3). Его источник - движущийся заряд

4). Можно обнаружить с помощью железных опилок

5). Имеет силовые линии

6). Его можно усилить и ослабить

7). Оно есть у Земли

ответ: магнитное поле

11.1). Северный и южный

2). Катушка

3). Сердечник

4). Телефон

5). Его действие можно усилить или ослабить

6). У него можно поменять полюса

7). Его легко можно сделать самому

ответ: электромагнит

12.1). В нём используется свойство магнитного поля действовать на проводник с током

2). Якорь

3). Статор

4). 1834 г.

5). Борис Семёнович Якоби

6). Высокий КПД

7). Широко применяется на транспорте

ответ: электродвигатель

Световые явления

13.1). «Солнечный зайчик»

2). «Летучий голландец»

3). Перископ

4). Угол отражения

5). Граница раздела двух сред

6). Обратимость световых лучей

7). Угол падения равен углу отражения

ответ: закон отражения света

14.1).Оно происходит на границе

2). Свет меняет направление

3). На самом деле звёзды к нам ближе

4). Оно происходит по закону

5). Им можно управлять с помощью призмы

6). Его нужно учитывать рыбакам

7). Если оно не происходит, то отражение бывает полным

ответ: преломление

15.1). С помощью её можно управлять световыми пучками

2). Они есть у нас в глазах

3). Они бывают выпуклые и вогнутые

4). У них есть фокусы

5). Они рассеивают и собирают

6). Их характеризует оптическая сила Документ

Географии за курс 6 класса «Физическая география» Учителя высшей категории... Северо- Восточной Америке. Географический диктант 1.Назовите отрасли современной географии. ... многолетним режимом погоды В) погодой Г) типом погоды 7. Толщина нижнего слоя...

  • Класс 10 Тип урока

    Урок

    Поля. Принцип суперпозиции полей» Класс : 10 Тип урока: изучение нового... опрос по раннее изученному материалу (физический диктант ) Задаёт вопрос: «Как осуществляется... письменно на вопросы Вспоминают курс 8 класса и отвечают: «Через электрическое...

  • Рабочая программа учебного курса физическая культура 1 класс разработана

    Рабочая программа

    М. : Просвещение, 1998. - 112 с. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха... диктант 1 Контрольная работа 54-56. Связь слов в предложении 3 Комбинированный Знать: типы предложений...

  • Задание 63.1
    Дополните схему, содержащую информацию об источниках света. (Выполняйте работу простым карандашом.)

    Задание 63.2
    Заполните пропуски в тексте.
    Одним из видов теплопередачи является излучение . Излучение, которое мы видим, называется светом . Свет может распространяться как в воздухе и жидкостях, так и в вакууме .
    Источниками света называются тела, от которых исходит свет. Если размер светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником света. Например, громадные звезды воспринимаются нами как точечные источники света, так как находятся от нас на большом расстоянии.

    Задание 63.3
    Заполните пропуски в тексте.

    а) Световым лучом называется линия , вдоль которой распространяется энергия от источника света. В однородной среде луч распространяется прямолинейно , а в неоднородной – возможны и другие варианты.
    б) Сформулируйте, чем тень отличается от полутени.
    В полутень свет попадает частично, а в полутень вовсе не попадает.

    Задание 63.4
    На рисунке изображены два источника света, закрепленный теннисный мяч и экран. Источник S1 - это маленькая лампочка, излучающая красный свет, источник S2 излучает синий свет.

    Задание 63.5
    На рисунках показано взаимное расположение Луны (Л), Земли (З) и Солнца (С).
    а) На каждом рисунке проведите желтым карандашом прямые линии, показывающие возможные направления распространения видимой энергии из точки В и обведите желтым карандашом области, в которые не попадает видимая энергия из этой точки.
    б) Проделайте аналогичную работу зеленым карандашом с точкой Н.
    в) Простым карандашом закрасьте область, в которую не попадает видимое излучение, идущее от Солнца.
    г) Штрихом закрасьте области, являющиеся полутенью.
    д) Ответьте на вопросы.
    Как называется область, закрашенная вами в серый цвет?
    Тень
    Как называется явление, представленное на рисунке а;
    Лунное затмение.
    На рисунке б?
    Солнечное затмение.

    1. Тепловые явления
    1 Какое движение называется тепловым? Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
    2 Какую энергию называют внутренней энергией тела? Кинетическая энергия молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.
    3 Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу и теплопередачей.
    4 Что такое теплопередача? Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.
    5 Какими способами можно осуществить теплопередачу? Теплопередачу можно осуществить тремя способами: теплопроводностью, конвекцией и излучением.

    6 Какое явление называется теплопроводностью? Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью.
    7 Какое явление называется конвекцией? Явление передачи энергии путём её переноса самими струями газа или жидкости называется конвекцией.
    8 Каким свойством обладают тела, находящиеся под действием излучения? Тела обладают способностью поглощать энергию излучения.
    9 Что такое количество теплоты? Энергию, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.
    10 От чего зависит количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела? Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и рода вещества.
    11 Что называют удельной теплоёмкостью вещества? Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 градус цельсия, называется удельной теплоёмкостью вещества.
    12 В каких единицах в СИ измеряется количество теплоты? Количество теплоты в международной системе измеряется в джоулях (Дж).
    13 Что такое удельная теплота сгорания топлива? Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой сгорания топлива.
    14 Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.
    15 Какие единицы измерения в СИ удельной теплоёмкости вещества? Единица измерения в СИ удельной теплоёмкости вещества -Дж/(кг* 0С)
    16 Какие единицы измерения в СИ удельной теплоты сгорания топлива? Единица измерения в СИ удельной теплоты сгорания топлива – Дж/кг.
    2. Изменение агрегатных состояний вещества
    17 В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество? Одно и то же вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
    18 Молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях отличаются ли друг от друга? молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях ничем не отличаются друг от друга.
    19 Какой процесс называют плавлением? Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называют плавлением.
    20 Какой процесс называют отвердеванием? Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называют отвердеванием.
    21 Как называют температуру, при которой вещество плавится? Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.
    22 Как называют температуру, при которой вещество кристаллизуется? Температуру, при которой вещество отвердевает, называют температурой кристаллизации вещества.
    23 Меняется ли температура в процессе плавления вещества? В процессе плавления вещества температура тела не меняется.
    24 Меняется ли температура в процессе кристаллизации вещества? В процессе отвердевания вещества температура тела не меняется.
    25 Что называется удельной теплотой плавления? Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется удельной теплотой плавления.
    26 Единица измерения удельной теплоты плавления в СИ. В международной системе удельная теплота плавления измеряется в Дж/кг.
    27 Какой процесс называют парообразованием? Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.
    28 Какой процесс называют испарением? Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
    29 Какой пар называется насыщенным? Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.
    30 Какой пар называется ненасыщенным? Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется ненасыщенным.
    31 Какое явление называется конденсацией? Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.
    32 Какое явление называется кипением? Кипение – это интесивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре.
    33 Что называют температурой кипения жидкости? Температуру, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения.
    34 Что называют относительной влажностью воздуха? Относительной влажностью воздуха называют отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженной в процентах.
    35 Что называют точкой росы? Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.
    36 Что называется удельной теплотой парообразования? Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить жидкости массой 1 кг при температуре кипения, чтобы полностью превратить её в пар, называется удельной теплотой парообразования
    37 Единица измерения удельной теплоты парообразования в СИ. В международной системе удельная теплота парообразования измеряется в Дж/кг.
    38 Какие двигатели называются тепловыми? Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
    39 Какой двигатель называю двигателем внутреннего сгорания (ДВС)? Двигателем внутреннего сгорания называют такую тепловую машину, в которой топливо сгорает в самом цилиндре.
    40 Что называют коэффициентом полезного действия? Отношение совершённой полезной работы двигателя, к энергии, полученной от нагревателя, называют коэффициентом полезного действия теплового двигателя.
    3. Электрические явления
    41 Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? В природе существуют два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный.
    42 Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.
    43 Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? Тела, имеющие электрические заряды разного знака, взаимно притягиваются.
    44 Что называют проводниками? Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
    45 Что называют непроводниками? Непроводниками называют тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
    46 Что такое электрическое поле и его свойства? Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества. Оно возникает вокруг всякого неподвижного электрического заряда и распространяется в любой среде (даже в вакууме).
    47 Какая сила называется электрической? Сила, с которой электрическое поле действует на внесённый в него электрический заряд, называется электрической силой.
    48 Что такое электрон? Электрон – это элементарная заряженная частица, имеющая самый маленький заряд, который невозможно разделить. q=1,610-19Кл.
    49 Каково строение атомов? Атом состоит их положительно заряженного ядра и отрицательно зараженных электронов, вращающихся вокруг этого ядра.
    50 Каково строение ядра атома? Ядро атома состоит из электрически нейтральных нейтронов и положительно заряженных протонов.
    51 Почему тела обычно электрически нейтральны? Сумма всех отрицательных зарядов в теле равна по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов.
    52 Что такое электрический ток? Электрическим током называется направленное движение заряженных частиц.
    53 Что нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал электрический ток? Чтобы создать электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле с помощью источника тока (блока питания, гальванического элемента или аккумулятора).
    54 Из каких частей состоит электрическая цепь? Источник тока, потребители электрического тока, замыкающие устройства, соединённые между собой проводами, составляют простейшую электрическую цепь.
    55 Что представляет собой электрический ток в металлах? Электрический ток в металлах представляет собой упрядоченное движение свободных электронов.
    56 Какие явления вызывает электрический ток? Электрический ток вызывает следующие явления: тепловые, химические и магнитные.
    57 Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока? За направление электрического тока принято направление движения положительно заряженных частиц.
    58 В каких единицах в СИ измеряется сила тока? В международной системе сила тока измеряется в амперах (А).
    59 Как называется прибор для измерения силы тока и как он подсоединяется в электрическую цепь? Прибор для измерения силы тока называется амперметром и подсоединяется в электрическую цепь последовательно.
    60 Что такое электрическое напряжение? Напряжение – это физическая величина, характеризующая электрическое поле, созданное источником тока в проводниках.
    61 Как называется прибор для измерения напряжения и как он подсоединяется в электрическую цепь? Прибор для измерения напряжения называется вольтметром и подсоединяется в электрическую цепь параллельно к проводнику, на котором необходимо измерить напряжение.
    62 Что такое электрическое сопротивление? Электрическое сопротивление – физическая величина, зависящая от свойств проводника (длины, площади поперечного сечения, рода вещества).
    63 В каких единицах в СИ измеряется сопротивление? В международной системе сопротивление измеряется в омах (Ом).
    64 Закон Ома для участка цепи. Сила тока в участке цепи прямо пропорцианальна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
    65 Что называется удельным сопротивлением проводника? Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2 называется удельным сопротивлением проводника.
    66 Какое соединение в электрической цепи называют последовательным? Последовательным соединением называется такое соединение, при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго проводника соединяется с началом третьего и так далее.
    67 Какое соединение в электрической цепи называют параллельным? Параллельным соединением называется такое соединение, при котором соединяются между собой начала всех проводником и, соответственно, все их концы.
    68 В каких единицах в СИ измеряется работа электрического тока? Работа электрического тока в международной системе измеряется в джоулях (Дж).
    69 Что называют мощностью электрического тока? Мощность – это физическая величина, показывающая какую работу выполняет ток в проводнике за единицу времени.
    70 В каких единицах в СИ измеряют мощность? Мощность в международной системе измерают в ваттах (Вт).
    4. Электромагнитные явления
    71 Что такое магнитное поле? Магнитное поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий независимоот нашего сознания, образующееся только вокруг движущихся электрических зарядов.
    72 Что называют магнитной линией магнитного поля? Линии вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называют магнитными линиями магнитного поля.
    73 Что называют электромагнитом? Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом.
    74 Какие тела называют постоянными магнитами? Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.
    75 Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов? Одноимённые полюсы магнитов отталкиваются, а разноимённые – притягиваются.
    76 Где находятся магнитные полюсы Земли? Магнитные полюсы Земли не совпадают с её географическими полюсами: где северный географический полюс – там южный магнитный полюс; где южный географический полюс – там северный магнитный полюс.
    77 Какое направление имеют силовые линии магнитного поля? Силовые линии магнитного поля начинаются на северном магнитном полюсе и заканчиваются на южном магнитном полюсе.
    78 Какое действие магнитное поле оказывает на проводник с током? Магнитное поле действует с некоторой силой на любой проводник с током, находящийся в этом поле.
    5. Световые явления
    79 Какое светящееся тело назвается точечным источником? Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело называется точечным источником.
    80 Что такое луч света? Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
    81 Что такое тень? Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.
    82 Что такое полутень? Полутень – это та область пространства, в которую попадает свет от части источника света.
    83 Сформулируйте законы отражения света. Лучи падающий и отражённый, лежат в одной плоскасти с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.
    84 Сформулируйте законы преломления света. Лучи падающий, преломленный и перпендикуляр, проведённый к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскасти. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред.
    85 Какие тела называются линзами? Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.
    86 Каких видов бывают линзы? Линзы бывают двух видов: выпуклые (собирающие) и вогнутые (рассеивающие).
    87 Какую точку называют фокусом линзы? Фокусом линзы называют точку, в которой пересекаются все преломленные лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси.
    88 Что называют фокусным расстоянием? Расстояние от линзы до её фокуса называется фокусным расстоянием линзы.
    Что называют оптической силой линзы? Оптическая сила линзы – это величина, обратная её фокусному расстоянию.
    89 Что называют оптической силой линзы? Оптическая сила линзы – это величина, обратная её фокусному расстоянию.
    90 Как называется единица оптической силы линзы? За единицу оптической силы линзы принята диоптрия (дптр).
    91 Какие изображения можно получить с помощью линзы? Действительное, мнимое, увеличенное, уменьшенное, равное, перевернутое, прямое.

    Исходя из требований ФГОС, где особое внимание уделяется приобретению учащимися опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности, мною предлагается разработка проекта по теме: «Оптические явления».

    При работе по данному проекту у учащихся формируется мета предметный аспект деятельности; что позволяет ученикам формулировать цель работы, определять задачи и прогнозировать результат своей деятельности. Работа над этим проектом направлена на решение интересной задачи, связанной с оптическими явлениями, носит практический характер и публично позволяет показать достигнутый результат.

    В зависимости от особенностей класса этот проект может быть развернут до большой исследовательской работы или, наоборот, уменьшен до границ конкретной темы 8-го класса. Ученикам класса предлагается войти в одну из 4-х групп: а) исследователей общественного мнения; б) теоретиков; в) экспериментаторов; каждая группа получает свое задание. Собирает материал с помощью и по рекомендации учителя. Представляет отчет в виде презентации, практической работы и демонстрационного эксперимента.

    В зависимости, от того в каком классе 8, 9 или 11 будет реализовываться данный проект материал может быть расширен или уменьшен; будет ли выход проекта на конференцию о том что такое свет или ограничится только рамками урока все это зависит от временных возможностей и желаний учителя и учеников. Вариаций на данную тему много. Это один из возможных вариантов.

    Учебный проект – это самостоятельное решение учениками или группой учеников какой-либо проблемы и общественная презентация результатов этой работы. Данный проект является информационно-исследовательским с элементами практической ориентации. Новые виды деятельности учеников – самостоятельный поиск информации, анализ этой информации, выбор необходимой информации, использование различных видов информации.

    Проектирование, изготовление, создание, подбор эксперимента и экспериментального оборудования, обмен информацией, умение излагать свою точку зрения, развивать её, отстаивать в споре.

    Цели: Выяснить какую роль играет свет в нашей жизни. Как человек получал знания о световых явлениях, какова природа света

    Задачи: Проследить опыт человечества по изучению, использованию световых явлений, выяснить закономерности и развитие взглядов на природу света; провести эксперименты, подтверждающие эти закономерности; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие закономерности распространения света в разных оптических средах (отражение, преломление, дисперсию, дифракцию, интерференцию).

    Отчет группы исследователей общественного мнения.

    Цели: Показать какую роль играют световые явления в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы знаем об этом явлении?».

    Группа изучила пословицы, поговорки, загадки, связанные со световыми явлениями.

    • «В темноте и гнилушка светится». (Русская)
    • «Тень высокой горы – далеко падает». (Корейская)
    • «Хвост тащится за телом, тень следует за предметом». (Монгольская)
    • «Солнце ярче – тень, темнее». (Тамильская)
    • «От своей тени – не убежишь». (Удмурдская).
    • «Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь, близко Луна, да не достанешь». (Японская)
    • «Темнее всего – перед рассветом». (Английская)

    Загадки:

    Например:

    • Чего в коробку не спрятать? (Свет)
    • У тебя есть, у меня есть, у дуба – в поле, у рыбы в море. (Тень).
    • Поутру с сажень, в полдень с пядень, а к вечеру через поле хватает. (Тень)
    • Чего с Земли не подымешь? (Тень и дороги).
    • Из окно – в окно готово веретено. (Солнечный луч).

    Пословицы и поговорки :

    • Солнце сияет, а месяц только светит. (Русская).
    • Прекрасны цвета радуги, но она не долговечна, не очень красив цвет сосны и кипариса, но они вечнозелены. (Китайская).
    • Наряжайся, глядя в зеркало, исправляйся, глядя на людей. (Монгольская).
    • Из черного не сделаешь белого. (Русская)
    • Светлячок при солнышке не светится. (Тамильская)

    Группа провела небольшой социологический опрос

    1. Что вы знаете о световых явлениях?
    2. Зачем люди используют очки или линзы?
    3. Какая связь между нашим зрением и информацией, которую мы получаем из окружающего мира?
    4. Чем отличается свет от костра от света люминесцентной лампы?

    Отчет группы теоретиков.

    Цели: Изучить законы распространения света в однородной и неоднородной прозрачной среде; поведение луча свете на границе раздела двух сред. Пробуждать познавательный интерес, развивать исследовательские умения: самостоятельно искать, собирать информацию, наблюдать, анализировать, уметь делать выводы; уметь аргументировать. – «А видим ли мы луч света? Что такое свет?»

    Жизнь на Земле возникла и существует благодаря лучистой энергии солнечного света.

    Костер первобытного человека, нефть, сгорающая в двигателях машин, топливо космических ракет – все это световая энергия, запасенная когда-то растениями и животными. Остановись солнечный поток, и на Землю выпадут дожди из жидкого азота и кислорода. Температура приблизится к абсолютному нулю.

    Но не только энергию несет на Землю свет. Благодаря световому потоку мы воспринимаем и познаем окружающий мир. Лучи света сообщают нам о положении близких и отдаленных предметов, об их форме и цвете.

    Свет, усиленный оптическими приборами, открывает человеку два полярных по масштабам мира: космический мир с его огромными протяженностями и микроскопический, населенный не различимыми простым глазом мельчайшими организмами.

    Свет позволяет нам познавать окружающий мир при помощи зрения. Ученые подсчитали, что около90% информации об окружающем мире человек получает с помощью света посредством зрения.

    Самые яркие и самые красивые явления природы, с которыми человек знакомится в своей жизни, – световые. Вспомните восходы и закаты солнца, появление радуги, голубой цвет неба, блики солнечных зайчиков, радужную окраску мыльных пузырей, а сколь загадочны и обманчивы миражи!

    Человек научился использовать свет в своей различной деятельности. Оптические приборы, установленные на борту самолета или космической станции, позволяют определять разливы нефти на поверхности моря. Лазерный луч в руках хирурга становится световым скальпелем, пригодным для сложных операциях на сетчатке глаза. Этот же луч на металлургическом заводе режет массивные листы металла, а на швейном производстве раскраивает ткани. Световой луч передает сообщения, управляет химическими реакциями и используется еще в очень многих технологических процессах.

    А задумывались ли вы над такими вопросами:

    Почему одни предметы цветные, а другие белые или черные?

    Почему тела нагреваются, когда на них падает солнечный свет?

    Почему тень от ног на земле от фонаря резко ограничена, а тень от головы более расплывчата?

    • Свет - это излучение, которое воспринимается глазом. Это излучение называется видимым.
    • Энергия излучения частично поглощается телами, вследствие чего они нагреваются.
    • Тела, от которых исходит свет, являются источниками света.

    По результатам изучения этой темы были выполнены презентации, по одной из предложенных тем:

    1. Источники света (традиционные и альтернативные).
    2. Из истории источников света.
    3. Солнце и его влияние на жизнь на Земле.
    4. Солнечные и Лунные затмения.
    5. Оптические иллюзии и миражи.
    6. Зеркала в жизни человека.
    7. Фотоаппарат и проекционная аппаратура вчера и сегодня.
    8. Что такое оптоволокно?
    9. Глаз – живой оптический прибор.
    10. Как видят животные?
    11. Телескопы и их история. Наблюдения за Луной и планетами.
    12. Микроскоп.

    Выводы: Свет виден лишь тогда, когда он попадает к нам в глаза.

    Свет, исходящий от разных предметов, попадая в глаза человека, производит действие, которое затем обрабатывается мозгом, и мы говорим, что видим.

    Разные тела по-разному отражают, пропускают и поглощают свет.

    В зависимости от того, какое явление играет главную роль, мы делим тела на прозрачные и непрозрачные

    Физические модели:

    Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело называется точечным источником.

    Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

    Свет от источника может распространяться в вакууме, воздухе или другой прозрачной среде.

    Среда называется однородной, если её физические свойства в разных точках не имеют различий или эти различия так незначительны, что ими можно пренебречь.

    Закон прямолинейного распространения света:

    В однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно.

    Образование тени является следствием прямолинейное распространения света.

    Механизм видения:

    Отчеты группы экспериментаторов.

    Цель: выяснить зависимость величины размеров тени от размеров предметов и от расстояний между источником, предметом и экраном; как проходит луч света через границы разных сред; поведение луча при его падении на трехгранную призму; как изменяется угол преломления при изменении угла падения.

    Темы экспериментальных работ:

    1. Получить изображение удаленного предмета (например окна) на экране через точечное отверстие в картоне. Размеры отверстия около 5 мм.
    2. Распространение света в однородной прозрачной среде: воздух, вода, стекло.
    3. Образование тени за предметами от одного и двух источников света.
    4. Что происходит на границе раздела двух сред: воздух-стекло (матовое, прозрачное); воздух-вода; воздух-зеркало; воздух-листы бумаги (белая, цветная,черная)
    5. Как изменяется угол отражения при изменении угла падения на границе воздух-зеркало (вода)
    6. Что происходит с лучом света, когда он падает на трехгранную призму; плоскопараллельную пластинку; круглую колбу с водой (без воды)?
    7. Как изменяется угол преломления при изменении угла падения при переходе из воздуха в воду, в стекло?
    8. Как изменяется угол преломления при изменении угла падения при переходе луча света из воды в воздух; из стекла в воздух?

    Для проведения лабораторных работ используется набор по оптике L-микро, Компьютер, мультимедийный проектор.

    Отчет группы конструкторов.

    Цели: Создать демонстрационные эксперименты; объяснить результаты наблюдаемых явлений. Воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента, соблюдать технику безопасности, ответственность, настойчивость, уметь анализировать полученный результат.

    Опыты по геометрической оптике.

    Изучив литературу, были отобраны несколько опытов, которые решили осуществить сами. Придумали эксперименты, изготовили приборы и попытались объяснить результаты экспериментов.

    Оборудование: баночка из-под сметаны, Черная краска, калька или тонкая бумага, резинка и маленькая свеча.

    В дне баночки проделать маленькое отверстие, а вместо крышки использовать кальку, закрепив её резинкой. Зажечь свечу и направить дно баночки на пламя свечи. На кальке появится изображение пламени свечи.

    Калька – это аналог нашей сетчатки. На ней изображение свечи перевёрнутое. Мы тоже видим мир перевернутым, однако наш мозг обрабатывает изображение глаз и переворачивает его, чтобы нам было проще воспринимать информацию.

    Оборудование: фонарик, маленькое зеркало, фольга, небольшой предмет.

    Конец фонарика обернуть фольгой, проделать в фольге маленькую дырочку и направит луч фонарика на зеркало. Луч света отразится от зеркала и попадет на предмет. Проверяем законы отражения света.

    Оборудование: маленькое зеркало наклеить на белый листок бумаги, фонарик.

    Зеркало в этом опыте выглядит черным прямоугольником. Почему?

    Оборудование: стекло, две одинаковые свечки, спички.

    Установить свечки на одинаковом расстоянии от стекла с разных сторон. Зажечь одну из свечей. Передвинь свечу так, чтобы пламя горящей свечи совпало с фитилем незажжённой свечки. Свет от пламени горящей свечи отражается от стекла. Создается иллюзия горения обеих свечей.

    Оборудование: прозрачная ёмкость, фонарик, немного молока, вода, экран.

    Направить луч фонарика на воду свет выйдет с другой стороны ёмкости. Если посветить фонариком под углом, направив луч немного вверх. После прохождения через воду луч окажется в нижней части стенки сосуда. Если добавить в воду молока, то свет будет лучше виден. Поверхность воды срабатывает как зеркало.

    Литература:

    1. Учебник «Физика-9» авт. Г.Н. Степанова.
    2. «Свет» авт. В.И. Кузнецов – Москва: «Педагогика», 1977.
    3. «Физика в пословицах и поговорках» С.А. Тихомирова – Москва: Интерпракс, 1994.
    4. «Знаете ли вы физику?» Я.И. Перельман – библиотечка Квант выпуск 82, 1992.
    5. «Большая книга научных опытов для детей и взрослых» М. Яковлева, С. Болушевский. – Москва: Эксмо, 2013.
    6. «Проектная деятельность учащихся. Физика 9-11 классы. Н.А. Лымарева. – Волгоград: Учитель, 2008.


    error: Контент защищен !!