Понятие человек и личность: в чем разница? В чем заключается отличие личности от индивида? Понятия "человек", "индивидуальность" Чем отличается человек от индивида и личности

Существует большое количество слов, похожих друг на друга, но имеющих разное значение. Многих начинающих психологов и людей, которые любят эту науку, интересует определение терминов, которые похожи на понятие «человек»: индивид, личность, одно и то же или есть существенные различия? Речь об этом и пойдет в статье.

Человек

Любому психологу важно понимать, в чем заключается отличие личности от индивида, знать их определения, уметь ориентироваться в данных понятиях. Чтобы полностью вникнуть в различия, необходимо сначала узнать, кто же такой человек. По определению, которое можно вспомнить со времен школы, человек - существо, которое стоит на высшей ступени эволюции, субъект исторической и общественной деятельности и общения. Понятие применяют, когда имеют в виду общие, имеющиеся у всех качества и способности.

Человек - существо биологическое и социальное. Антропогенез - наука о его происхождении, которая изучает процесс его появления и дальнейшего развития. Говоря о биологической имеют в виду его природу, которая находит проявление в анатомии и физиологии. Социальная характеристика человека - его место в общественной жизни, связь с обществом, его разум, ответственность, способность к труду.

Индивид

Итак, в чем состоит отличие личности от индивида? Индивид - единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами - конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.

Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):

  1. Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.
  2. Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутри него. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).
  3. Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.

Личность

Человек обучается, развивается, приобретает определенные навыки и качества. В этом заключается основное отличие личности от индивида: первое - это социальная сущность второго. Изначально словом «личность» называли маски, надетые древнегреческими актерами во время спектакля. Оно трактовалось как внешний образ, который использует человек во время исполнения своей роли. Так и сейчас: личность - отражение социальной принадлежности индивида.

Личности - ниша, занимаемая человеком, его общественная позиция. Зависит от возраста, пола, семейного положения, а также профессии. Один человек может иметь несколько статусов. Они бывают постоянными (женщина, дочь, жена, мать) и временными (пассажирка автобуса, покупательница, студентка). Этим характеризуется следующее отличие личности от индивида - индивидом человек рождается, а личностью становится на протяжении жизни.

Индивидуальность

Существует еще одно понятие, которое легко спутать с другими. Индивидуальность - свойство, отличающее каждого отдельно взятого человека. Проявляется в общении, поведении, профессиональной и социальной деятельности. Это совокупность тех свойств индивида, которыми наделен человек. Это уникальный, особенный человек с оригинальным набором психических, социальных и физиологических особенностей.

По мнению российского психолога и педагога В. И. Слободчикова, индивидуальность - отдельный оригинальный мир, который развивается без вмешательства других людей. Благодаря ей человек проявляет себя во всех сферах жизни, становится участником исторических и гражданских событий, воплощает в себе характеристики всего человеческого рода.

Удивительно, насколько многогранно может быть обычное, на первый взгляд, понятие «человек». Индивид, личность, индивидуальность - похожие, но неодинаковые слова, которые следует различать, если вы решили профессионально заняться психологией.

Индивид и индивидуальность – два однокоренных слова, которые имеют разное значение. Несмотря на это, их часто путают или неправильно понимают.

Слово индивид происходит от латинского «individuum » и переводится, как неделимое или особь. Исходя из такого происхождения слова, несложно сделать вывод, что индивид – это принадлежность к тому или иному виду. Если говорить еще проще, то индивид – это определенный вид, например, человек, млекопитающее, птица и так далее. Но такое определение не совсем верно, так как термин индивид относится больше к человеку и мало применим к другим живым существам.

По сути, каждый человек является индивидом и эта принадлежность дается ему тем, что он был рожден человеком. Вообще определение данного термина кроется в самом слове, а именно корне «вид», который в данном случае следует понимать буквально.

Очень похожее слово, которое, по сути, состоит из предыдущего, но в то же время оно имеет кардинально иное значение и в какой-то степени несет противоположный смысл. Индивидуальность – это совокупность или набор каких-либо качеств социальных, биологических, которые отличают одного человека от всех других. Если говорить об индивидуальности, то она является категорией отличия, а индивид категорией сходства. Индивидуальность появляется у человека в процессе его жизненного пути и в настоящий момент можно говорить, что некоторые люди такой характеристикой похвастаться не могут, так как не отличаются ничем от своих соплеменников.

Несмотря на то, что индивидуальность может характеризоваться и биологическими отличиями более правильно и логично будет в данном вопросе обращать внимание именно на социальные аспекты личности человека. Именно они могут сделать человека отличным от других, придать ему некую индивидуальность, а такие биологические отличия, как черные волосы или длинный нос еще не делают этого человека отличным от других представителей своего вида.

Сравнение терминов

Итак, несмотря на внешнее сходство в написании и прочтении термины индивид и индивидуальность совершенно разные.

Индивид – это класс и принадлежность к виду. Индивидуальность – это характеристика или признак, которая как раз таки выделяет человека из своего вида. Индивидами являются все люди, а индивидуальность еще нужно приобрести и не у всех это получается. Кроме того индивидуальность говорит о человеке, что он в какой-то степени «выше» других, ведь он не такой как все.

Несмотря на свои отличия понятия индивидуальность, индивид, человек, личность связаны между собой и в какой-то степени проистекают друг от друга . Итак, человек – это автоматически индивид, то при этом чтобы получить индивидуальность он должен выделиться из всех индивидов, например, своими суждениями, взглядом на вещи, наличием точки зрения, мировоззрением. Если индивид имеет таковые, то он получает индивидуальность, а значит, становится личность. По сути человек без индивидуальности не является личностью, но в то же время они не являются синонимами.

Индивидуальность – это признаки, которые отличают человека от других людей, но в некоторой степени они врожденные. Не зря к этому слову можно применить эпитеты яркая, творческая и прочие. Это не приобретенные, а врожденные качества, но при этом их можно и нужно развивать. Личность – это тоже отличие человека от других, но в ней заложена работа, которую человек сам ведет над собой и в этом кроется основное отличие.

Интересным моментом является тот факт, что в психологии есть два применения термину индивидуальность:

  • Индивидуально-психологические различия – здесь индивидуальность рассматривается, как отличие человека от других на уровне психики.
  • Иерархия психологических свойств – здесь индивидуальность является категорией, и она находится на высшей ступени, нежели личность или индивид.

Существует интересное выражение, которое дает отличное понимают этих терминов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

В психологии бытует мнение, что индивидуальность формируется у человека в зависимости от среды его обитания, воспитания, обращения с ребенком, опыта полученного им в детстве. Хотя мнения на это счет могут расходиться и некоторые психологи склоняются к тому, что индивидуальность может сформироваться под влиянием других факторов и не обязательно в детском возрасте, хотя с точки зрения того, что взрослого человека переделать нельзя сложно представить ситуацию в которой человек до определенного возраста жил не имея ярко выраженных индивидуальных особенностей, а затем внезапно их приобрел.

Такие случаи происходят только после серьезных перемен в жизни человека, например, травматического опыта или под влиянием сильного воздействия. Зато обратный процесс вполне реален. Человек мог обладать определенной индивидуальностью, но под влиянием окружающих людей или враждебной среды он может отказаться от этих особенностей и стать как все.

Вывод

Термины индивид и индивидуальность относятся к области психологии и имеют сходное звучание, но разный смысл. Несмотря на отличия в трактовке эти два термина плотно связаны и индивидуальность не возможна без существования индивида.

Индивидуальность – это качественная характеристика, а индивид – это понятие или определение, это принадлежность к роду людей. Индивид – это термин, который относится, как к людям, так и животным. А индивидуальность применима только к людям.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.


Билеты для экзамена по обществознанию

Аверин Андрей

Билет № 1.


  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Инфляция, ее виды. Как инфляция влияет на развитие экономики?

  3. Классификация прав и свобод граждан.
Вопрос 1.

«Человек» - понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов и т.д.

Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.
«Личность» - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Вне общества индивид не может стать личностью.
Вопрос 2.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Виды инфляции

По характеру протекания:


  • открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;

  • скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);

  • галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100-150% в год);

  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам

  • сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

  • несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции

Для сферы производства:


  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

  • обесценение всего фонда накопления;

  • обесценение кредитов;

  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

  • отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

  • обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

  • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

  • снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

  • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

  • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

  • кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Вопрос 3.


  1. ^ Гражданские (личные) права – принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62)
Право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, на свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

2. ^ Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создавать союзы и объединения; направлять личные и коллективные обращения в органы власти и др.

3. ^ Экономические права – обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37)

Право быть собственником; право наследования; право на труд; на свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.


  1. ^ Социальные права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38-43)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную среду и др.

5. Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44)

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям; на свободу творчества; на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями т.д.)

Билет № 2.


  1. Расскажите о типологии обществ по способу производства.

  2. Что такое социальный конфликт и каковы его стадии?

  3. Президент РФ, его статус и деятельность.
Вопрос 1.

Типология обществ по способу производства:


  1. Общество охотников и собирателей.
Самый древний. Оно состояло из локальных родственных групп, отделенных друг от друга огромными пространствами. Существовало сотни тысяч лет.

  1. Общество огородников.
Огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям.

  1. Общество скотоводства.
Основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

  1. Земледельческое общество.
Определяющий фактор развития – сельское хозяйство.

  1. Индустриальное общество.
Развитие промышленности (движущая пружина – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой).

^ Социальный конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.

Оппоненты - это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта - это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др.

Между субъектами конфликт различают агонистические (примиримые) антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот - деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали - внутри социальных и политических структур, так и по вертикали - между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦ эскалация (нарастание) конфликта;

¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент обладает неприкосновенностью.

Билет № 3.


  1. Понятие «антропогенез». Как протекал процесс антропогенеза?

  2. Охарактеризуйте главные факторы производства.

  3. Охарактеризуйте избирательный процесс в России. Превидите классификацию выборов.
Вопрос 1.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез .

Существует несколько теорий происхождения человека:


  1. Религиозная теория – божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

  2. Теория палеовизита – человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

  3. Естественно-научные (материалистические) теории

  • Теория Ч.Дарвина – человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

  • Теория Ф.Энгельса – главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Вопрос 2.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.


Фактор производства

Доход

с фактора производства


Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).

Зарплата

Земля (все виды природных ресурсов)

Рента

Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства

Производства;

2) финансовый (денежный) – деньги для покупки факторов

Производства (инвестиции).


Процент

Предпринимательские способности

  • умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;

  • умение принимать решения и брать ответственность на себя;

  • умение идти на риск;

  • быть восприимчивым к нововведениям

Прибыль

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов - информацию .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены.

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.


  • в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

  • в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу
2. избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  • выдвижение и регистрация кандидатов;

  • предвыборная агитация и финансирование выборов;

  • голосование и подведение итогов выборов.
3. процедура отзыва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:


  • равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

  • всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

  • тайное –открытое;

  • непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);
Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .
Выборы различаются:

  1. по объекту:

  • президентские

  • парламентские

  • местного самоуправления

  1. по масштабу:

  • федеральные

  • региональные

  • местные

  1. по срокам:

  • очередные

  • досрочные

  • повторные.

Билет № 4.


  1. Что такое брак? Каковы условия и порядок заключения брака?

  2. Чем отличаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

  3. Каковы признаки Конституции? В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?

Вопрос 1.

Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года. Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак заключается в органах ЗАГСа. Права и обязанности возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. Основанием для регистрации брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. По истечении 1 месяца заключение брака производится в присутствие лиц, которые вступают в брак.

Условия заключения брака:


  1. Взаимное согласие

  2. Достижение брачного возраста (18 лет). Также, при наличии уважительных причин, разрешается заключать брак в 16 лет и не запрещается органам власти в субъектах РФ снижать этот возраст по своему усмотрению.
Ст. 14 семейного кодекса не допускает заключения брака в случаях:

  1. Если лицо уже состоит в браке

  2. Между близкими родственниками

  3. Между усыновителем и усыновленным

  4. Если лицо признают недееспособным

Вопрос 2.

Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.

Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.



error: Контент защищен !!