Россия в конце XX начале XXI века. История XX — начала XXI века Конец 20 начало 21 века полная информация

В 20 веке продолжается научно-технический прогресс, который достигает невиданных темпов. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику. Две причины:

    связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков. Философия превращается из спекулятивной в научную.

    исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. В понимании человека нарастает иррационализм, ибо иррациональной была сама реальность. Главный вопрос – Что есть человек? – ставится по-новому. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

Основные антропологические направления и идеи 20 века.

    Немецкая философская антропология 20 века. Макс Шелер «Положение человека в космосе». Шелер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий – и приходит к выводу, что человек сродни всем мирам, сущность человека – различие жизненного порыва и духа. Жизненный порыв более силен, чем дух. Порыв слеп, а дух слаб. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу. Х. Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всего, биологии. Главная работа – «Ступени органического и человек». Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы. Эксцентричность человека – центр человека находится вне него. А. Гелен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.

    Неофрейдизм – другая философия человека. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека. Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности. Э. Фромм исследует феномен агрессивности – «Анатомия человеческой диструктивности», а также феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь «заблудившемуся» человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.

Производство удобрений - выгодная ниша, если подойти с умом Говоря о бизнесе, многие имеют ввиду ну как минимум производство какого-нибудь…


  • 10 интересных гаджетов с AliExpress. Часть 69. Инструменты для мужика

    В этой подборке инструментов с AliExpress есть тепловизор для смартфона, осциллограф и мультиметр. И, конечно, ещё несколько очень интересных…


  • Half-Life 1 и 2 выложили бесплатно в Steam

    Теперь вы можете играть в игры Half-Life бесплатно в Steam. Однако, предложение действует только в течение ограниченного периода. Valve предлагает…


  • Как мгновенно решать математические уравнения. Microsoft Math Solver

    Приложение Math Solver позволяет находить решения для математических уравнений, начиная от простых арифметических вычислений и заканчивая…


  • Новая критическая уязвимость нулевого дня в Internet Explorer

    Microsoft нашла уязвимость в Internet Explorer, которая позволяет производить удалённый запуск произвольного кода в контексте браузера и текущей…


  • Как проверить качество криптообменника

    Покупка и продажа криптовалюты - дело не очень лёгкое и очень часто сопряженное с большим количеством подводных камней. Сам крипторынок ещё…


  • 5 лучших сайтов для скачивания крутых рингтонов

    В последние годы рингтоны потеряли свою популярность и актуальность, у всех стоят стандартные мелодии. Но что делать, если у вас в офисе или среди…Как отслеживать статистику чтения, записи и передачи данных с жесткого диска в режиме онлайн

    Программа Filtration Task Manager позволяет мониторить использование выбранного диска в Windows 10 в режиме реального времени с разбивкой по…

  • Ричард Никсон(президент 1969- 1974 г.) . пробыв вице- президентом Никсон смог оправиться после поражения на выборах 1960г. и в 1968 г., одолел демократа Губерта Хамфри. Среди успехов его внешней политики- выход США из Вьетнама и установление дипломатических отношений с Китаем. Его внутренняя политика была консервативной и часто обращала реформы вспять. Скандал, связанный с незаконной слежкой за политическими противниками и попыткой скрыть это(т.н. Уотер- гейт) привел к началу процедуры импичмента. Оставил пост в 1974 году.

    Джеральд Форд (президент 1974- 1977 г.). После переизбрания Никсона в 1972 году его вице- президентом был Спиро-Агню, но из- за обвинений в коррупции и уклонении от уплаты налогов ему пришлось уйти. Место Агню занял Форд, поэтому, когда Никсон подал в отставку, его кресло досталось Форду. Форд продолжил политику Никсона, внеся лишь незначительные изменения в состав кабинета.

    Джеймс Картер (президент 1977-1981 г.г.) .демократ Картер из Джорджии с небольшим преимуществом обошел Джеральда Форда на выборах. Ожидалось, что он вдохнет в политику США новую жизнь, но ему пришлось бороться со всемирным нефтяным кризисом и инфляцией. Картер был посредником при заключении мира между старыми врагами- Египтом и Израилем. Кроме того, он успешно провел перевороты по сокращению вооружений с СССР, но подписанное в результате соглашение не ратифицировал Конгресс. Ввод войск СССР в Афганистан, захват американских заложников мусульманскими террористами в 1979 году и провал операции по их освобождению привели к тому, что переизбран Картер не был.

    Рональд Рейган(президент 1981-1989 г.г.). Рейгану, бывшему киноактеру удалось пережить покушение в самом начале своего президентского срока. Его удивительная способность не заниматься политическими вопросами позволила ему без ущерба для репутации перенести такие скандалы, как раскрытие секретных поставок оружия Ирану. Экономическая политика его администрации привела к хроническому дефициту бюджета, но это не омрачало последних лет его президентства, так как распад Советского Союза позволил США заявить о своей победе в «холодной войне»

    Джордж Буш(президент 1989- 1993 г.г.). Буш, бывший директор в ЦРУ и вице- президент Рейгана, проводил довольно успешную внешнюю политику. Ему удалось установить теплые отношения со странами бывшего СССР, причем в то время, когда войска США в составе многонациональной коалиции громили вторгшуюся в Кувейт армию Ирака. Однако экономика США серьезно пострадала от всемирного кризиса, а политики, которая позволила бы справиться с его последствиями, у президента не было. Второй ошибкой Буша было то, что он не убрал с политической арены иракского диктатора Саддама Хуссейна.


    Билл Клинтон(президент 1993-2001 г.г.). , демократ, бывший губернатор Арканзаса, победил на выборах, пообещав избирателям реформы. Начатая им и его женой Хиллари грандиозная реформа здравоохранения не принесла успеха. Финансовые и сексуальные скандалы сказались на репутации Клинтона. Но тем не менее он был избран на второй срок в 1997 году.

    Джордж Буш-младший (президент 2001-2010 г.г.). Сын 41 Президента США победил на выборах в напряженной борьбе. Его качества как руководителя ставятся многими под сомнение, хотя на первые два года его президентства пришлось такое серьезное испытание, как трагедия терактов 11 сентября и война против терроризма в Афганистане. Но теперешнюю войну в Ираке многие ставят ему в вину.

    Барак Обама (президент 2010-2017 г.г.). выпускник Колумбийского университета и Школы права Гарвардского университета, где он был первым за всю историю редактором- афроамериканцем университетского издания «HarvardLawReview». Обама также работал общественным организатором и адвокатом в области гражданских прав. Преподавал конституционное право в Чикагском институте юридических наук с 1992- 2004 г.г. и одновременно трижды, в период с 1997 по 2004 г. избирался в Сенат штата Иллинойс. После неудачной попытки баллотироваться в 2000 году в палату представителей США в январе 2003 года баллотировался в Сенат США. После победы на первичных выборах в марте 2004 года Обама произнес основную речь на Демократическом национальном съезде в июле 2004 года. Был избран в Сенат в ноябре 2004 года, набрав 70% голосов. На президентских выборах 2008 года Обама опередил кандидата от правившей Республиканской партией Джона Макейна, набрав 52.7% голосов избирателей и 365 голосов в коллегии выборщиков. 9 октября 2009 года получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении Международной демократии и сотрудничества между людьми». На президентских выборах 2012 года Обама опередил кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, набрав 51 % голосов избирателей и 332 голоса в коллегии выборщиков.

    Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

    Можно выделить несколько этапов:

    1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

    Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

    После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

    2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

    Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

    В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

    Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории .

    3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

    Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

    во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

    во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

    «После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

    Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

    Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

    Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» . Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

    В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

    Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

    Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

    Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

    21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

    Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

    Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

    Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

    Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

    В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

    Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.


    Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

    В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России -40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

    В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

    В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

    В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

    Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

    Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

    Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

    События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

    В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

    • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
    • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
    • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

    Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

    Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

    Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.



    error: Контент защищен !!